Тел.: (87922) 5-26-60
Факс: (87922) 5-40-21
info@mwmid.ru

ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

24.04.2014

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на открытии Глобального университетского форума

Уважаемые коллеги, друзья,

Хотел бы сказать «добро пожаловать» представителям международной университетской и научной элиты и выразить надежду, что Форум будет интересным, полезным. В этом убеждает насыщенная повестка дня, которая позволяет провести открытый экспертный диалог, в том числе по ключевым проблемам международных отношений, о которых я хотел бы сказать несколько слов.

Процесс становления полицентричного мира оказался более длительным и непредсказуемым, чем кто-либо мог себе представить четверть века назад. Он протекает на фоне масштабного кризиса, затрагивающего экономическую, социальную, политическую сферы. Появляющиеся новые возможности сопряжены с невиданными ранее глобальными рисками. Все это дает основания говорить о начале новой исторической эпохи и необходимости широкого, действительно стратегического взгляда на происходящие события.

Можно сказать, что Россия, пройдя через глубочайшие потрясения последних двадцати пяти лет, оказалась лучше многих подготовлена к пониманию этой истины. Наша страна на протяжении нескольких последних десятилетий находится на самом гребне глобальных перемен. Мы давно сделали вывод о том, что устойчивость формирующейся международной полицентричной архитектуры может быть обеспечена лишь в том случае, если она будет носить демократический характер и опираться на равноправное взаимодействие ведущих центров экономического роста и политического влияния на международное право и межцивилизационное партнерство. Убеждены, что только так можно направить в разумные рамки объективно усиливающуюся глобальную конкуренцию и избежать нарастания хаоса в международных делах. Попытки же кого бы то ни было претендовать на роль верховного арбитра в любой ситуации по всему миру могут обернуться и уже оборачиваются опасной потерей управляемости в международных отношениях.

К сожалению, далеко не все сделали выводы из уроков «холодной войны» и последовавших тектонических сдвигов на мировой арене. Несмотря на политические декларации, принятые на высшем уровне, не удалось серьезно продвинуться к формированию единого пространства безопасности и стабильности на Европейском континенте. Вместо этого наши западные партнеры, и прежде всего США, пытались вести себя как победители в «холодной войне» и делать вид, что в европейских делах можно не считаться с Россией и предпринимать действия, наносящие прямой ущерб интересам российской безопасности. При этом многочисленные предложения и инициативы Москвы, направленные на построение подлинно партнерских отношений в Европе и укрепление принципа неделимости безопасности в Евроатлантике, неизменно наталкивались на стену непонимания. В результате были упущены уникальные возможности решительного преодоления раскола Европы. Этого вполне можно было добиться, например, путем укрепления военно-политической опоры ОБСЕ. Вопреки дававшимся нам на высшем уровне заверениям, выбор, к сожалению, был сделан в пользу последовательного расширения НАТО на Восток и передвижения военной инфраструктуры Альянса в непосредственную близость к границам Российской Федерации.

Понятно, что бесконечно так продолжаться не могло. Нерешенность ключевых проблем, существующих в военно-политической сфере в Европе, настойчивые заявления, что новые страны, включая бывшие республики СССР, обязательно вступят в НАТО, вылились в августе 2008 г. в кризис в Закавказье, который был начат совершенно безрассудным, агрессивным поведением тогдашнего Президента Грузии М.Н.Саакашвили. В последние месяцы все это как в капле воды отразилось в ситуации на Украине, где США и Евросоюзом была предпринята попытка (давайте называть вещи своими именами, тем более, что мы среди ученых, а не на дипломатическом рауте) осуществить очередную «цветную революцию», операцию по неконституционной смене режима. При этом мало у кого из серьезных аналитиков есть сомнения, что речь идет не столько о судьбе Украины, сколько о том, что ее использовали и пытаются продолжить использовать как пешку в геополитической игре. К тому же наших западных партнеров не смущает, что попытка реализовать свои замыслы при помощи властей, опирающихся на ультранационалистические, по сути неонацистские силы, – вариант совершенно не работоспособный.

Обвинения в адрес России в том, что она, откликнувшись на свободное волеизъявление крымчан, будто бы подорвала дух партнерства в Европе, не стоят бумаги, на которой они написаны. Дух партнерства и серьезная работа по созданию климата подлинного доверия на нашем континенте были принесены в жертву политике сдерживания нашего государства, от которой на Западе никогда не отказывались. Достаточно вспомнить истеричную антироссийскую пропаганду, захлестнувшую США и Европу задолго до украинских событий, стремление всеми силами очернить Олимпиаду в Сочи. Ни о какой украинской проблеме тогда речи не шло.

В контактах с моими коллегами нам говорят, что Россия должна заставить Юго-Восток Украины сделать то-то и то-то. Почему-то каждый раз, когда обостряются международные кризисы, нам заявляют, что мы должны в одиночку все решать. Когда несколько лет назад не возобновились переговоры по иранской ядерной программе, говорили, что если только Россия прикрикнет, то иранцы послушаются и сядут за стол переговоров. Потом возникла и продолжается Сирия, где нам говорят, что если только Россия скажет Президенту Б.Асаду, то все тут же встанет на свои места, сразу прекратится терроризм – пусть только он уйдет. Теперь нам заявляют, что и на Украине все зависит только от нас. Нам, конечно, это льстит, но для державы «регионального масштаба» (как нас охарактеризовали), наверное, не все по плечу.

Мы за то, чтобы действовать коллективно. Именно коллективные действия позволили продвинуться по Ирану, добиться договоренностей о химическом разоружении Сирии и помогут реализовать такой курс по урегулированию украинского кризиса, который будет отвечать, прежде всего, интересам самого украинского народа.

Не скрою, в Евросоюзе раздается все больше трезвых голосов и призывов разорвать наконец цепь абсурдных действий в том, что касается украинского кризиса. В принципе, признается опасность навязывания Украине искусственного выбора между Западом и Востоком.

Мы предупреждали заранее о контрпродуктивности подобных попыток. Предлагали и поддерживали идею консультаций в трехстороннем формате Россия–Евросоюз–Украина с целью совместно остановить еще в декабре кризисное развитие событий. Тогда нас вежливо отодвинули в сторону и попросили не мешать развитию отношений между Брюсселем и Киевом. Сейчас вроде бы очередное предложение Президента Российской Федерации В.В.Путина начать серьезные консультации с участием всех заинтересованных сторон поддержано. Рассчитываю, что в самом ближайшем будущем эта поддержка материализуется в практические действия. Если кто-то серьезно проанализирует произошедшие за минувшие два с половиной десятилетия события, то увидит, что для поддержки независимости и мирного развития братского украинского народа Россия сделала больше чем кто-либо и направила на эти цели с момента распада Советского Союза десятки миллиардов долларов.

Мы убеждены, что Украина, сохраняя законодательно закрепленный внеблоковый статус, должна быть не пространством для геополитического противостояния, а связующим звеном между Россией и Западной Европой, обеспечивая продвижение к формированию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана, в пользу которого высказывается и Россия и руководство Евросоюза.

Исходим из того, что в рамках такого процесса все государства, включая не входящие в интеграционные процессы Евросоюза и Таможенного союза, получили бы новые беспрецедентные возможности для экономического роста и комфортного существования. Попытки вбить клин в отношения между Россией и Евросоюзом, не допустить создания подлинно большой Европы могут быть направлены лишь на сужение совокупных возможностей наших стран обеспечивать свои позиции в сегодняшнем высококонкурентном мире.

Совместная работа по укреплению международной стабильности, созданию условий для широкого международного сотрудничества, выстраиванию коллективных действий в интересах урегулирования глобальных и региональных проблем – основа внешнеполитической философии России. Мы твердо настроены на развитие плодотворного взаимодействия со всеми, кто проявляет к этому встречную готовность. Через продвижение проекта евразийской интеграции мы вносим реальный вклад в формирование условий для долгосрочного процветания наших народов, усилия по созданию своего рода «строительных блоков» будущей глобальной архитектуры.

Хорошие примеры взаимовыгодного партнерства – беспрецедентно высокий уровень российско-китайских отношений, которые становятся все более существенным фактором в мировой политике, отношения в рамках «тройки» Россия-Индия-Китай (РИК), а также БРИКС, который активно развивает связи с региональными структурами в Африке, Латинской Америке и на других континентах.

Думаю, что экспертным кругам, университетскому сообществу, которые имеют возможность абстрагироваться от повседневных проблем и постараться заглянуть за горизонт, принадлежит важная роль в создании интеллектуальной базы будущей полицентричной системы миростроительства с опорой на множественность культурно-цивилизационных укладов, ценностей и моделей развития.

Желаю вам плодотворной работы.


ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ

10.02.2016 - Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 10 февраля 2016 года

Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 10 февраля 2016 года


24.08.2015 - Уроки истории и новые рубежи

Эти статьи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его коллеги - главы китайского МИДа Ван И написаны специально для читателей "Российской газеты и "Жэньминь жибао"


21.01.2015 - Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе ежегодной пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2014 году

Москва, 21 января 2015 года


24.11.2014 - Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1055


20.10.2014 - Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на открытой лекции по актуальным вопросам внешней политики Российской Федерации

Москва, 20 октября 2014 года


01.07.2014 - Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на Совещании послов и постоянных представителей России, Москва

МИД, 1 июля 2014 г.


29.05.2014 - Выступление Постоянного представителя России при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Нью-Йорк, 28 мая 2014 года


23.04.2014 - Статья И.С.Иванова, президента Российского совета по международным делам (РСМД) "Что после Женевы?"

Для Вашингтона Украина - лишь пешка в его большой геополитической игре. Серьезно помогать Киеву американцы и не собираются


14.04.2014 - Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине


20.03.2014 - Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совещании с представителями МИД России в субъектах Российской Федерации, 20 марта 2014 года

Выступление С.Лаврова на совещании с представителями МИД в субъектах Российской Федерации



все сообщения >>

   
   
      2016 @ Министерство иностранных дел Российской Федерации