Тел.: (87922) 5-26-60
Факс: (87922) 5-40-21
info@mwmid.ru

ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

23.04.2014

Статья И.С.Иванова, президента Российского совета по международным делам (РСМД) "Что после Женевы?"

   После подписания женевского Заявления по Украине не прошло и недели, как иссякли оптимистические комментарии и позитивные оценки этого документа. На смену им пришли сомнения, скепсис и пессимизм. Все больше политиков и экспертов выражают неверие в то, что "дух Женевы" удастся сохранить; более того, высказываются мнения, что женевская встреча вообще принесла больше вреда, чем пользы. Она, дескать, породила необоснованные надежды на преодоление фундаментальных разногласий между Россией и Западом по украинскому вопросу, иллюзии о возможности достижения консенсуса о путях выхода из кризиса.
 

С подобными заключениями трудно согласиться. Женевская встреча 17 апреля была нужна. По крайней мере, участники этой встречи сели за стол переговоров и посмотрели друг другу в глаза. Однако скептики в чем-то правы: сделанное по итогам встречи совместное Заявление показало, что ни одна из сторон пока не готова брать на себя всю полноту ответственности за решение глубоких проблем, лежащих в основе украинского кризиса. Надо признать, что в Женеве не было продемонстрировано готовности к конкретным совместным действиям, без которых об эффективной помощи Украине не может быть и речи.

Россия, публично фиксируя свою позицию, не проявляет заметной активности в том, чтобы уже сегодня начать оказывать Украине масштабную помощь. Это и понятно. В условиях развернутой на Украине и в западных странах информационной истерии, чтобы ни делала Москва из самых добрых побуждений, ее будут обвинять во всех смертных грехах, перекладывая на нее существующие и несуществующие проблемы. Опыт декабрьского пакета соглашений по экономическому сотрудничеству с Киевом - весьма красноречивое подтверждение этой реальности.

Ведущие европейские страны заняли позицию выжидания, несмотря на то что "украинская тема" сегодня доминирует в европейских средствах массовой информации. И Германия, и Франция, и Польша, - страны, министры иностранных дел которых подписали в Киеве 21 февраля соглашение и несут прямую ответственность за его выполнение, - а также и Великобритания фактически самоустранились от практического участия в урегулировании украинского кризиса. Подтверждением тому стало направление на встречу в Женеву представителя Евросоюза К.Эштон, которая, как известно, не вправе принимать самостоятельных решений. Показательно и то, что европейцы отрядили председателя Комиссии ЕС Баррозу обсуждать с Россией вопросы украинского долга за газ, прекрасно зная, что именно Баррозу всегда занимал наиболее непримиримую позицию по вопросам сотрудничества с Россией в энергетической области. Дальше общих обещаний об экономической и финансовой помощи дело пока не идет, хотя в Брюсселе прекрасно знают, что Украине нужны деньги немедленно, чтобы избежать банкротства.

Для Вашингтона Украина - это лишь пешка в его большой геополитической игре. Серьезно помогать Киеву и брать на себя значительные экономические издержки американцы и не собираются. Они могут много говорить о выделении одного миллиарда долларов (главным образом, в форме долгосрочных кредитов), прекрасно понимая, что эта сумма мало что значит в условиях украинского кризиса. Да и когда этот миллиард или хотя бы его часть поступит в Киев - тоже неизвестно. Для Вашингтона - главное не сама Украина, а та польза, которую он мог бы извлечь из этого кризиса для своих интересов. На нынешнем этапе Вашингтон стремится решить как минимум три задачи, к которым сама Украина имеет лишь косвенное отношение. Во-первых, сдержать Россию и не допустить усиления ее международных позиций. Во-вторых, вдохнуть новую жизнь в теряющий ориентиры НАТО, а заодно и заставить раскошеливаться европейцев на военные нужды. В-третьих, усилить свои позиции на мировых энергетических рынках, пытаясь перекраивать их в своих интересах.

В этих условиях вряд ли кого-то должно удивлять то обстоятельство, что на фоне всех разговоров о "солидарности с украинским народом" тот позитивный импульс, который зародился после подписания женевского Заявления, быстро сходит на нет. И мы снова втягиваемся в бесплодную полемику о том, как надо и как не надо толковать отдельные формулировки этого одностраничного документа.

Но ведь совершенно очевидно, что Украина сегодня - это пороховая бочка, которая рано или поздно взорвется. А последствия будут тяжелыми, если не катастрофическими для всех. Было бы роковой ошибкой не продолжить работу, начатую неделю назад в Женеве, - причем в самое ближайшее время. Женевское Заявление - при всем его лаконизме и декларативности - сегодня остается тем единственным фундаментом, на котором можно строить международное сотрудничество по преодолению украинского кризиса. Как представляется, в дальнейшей работе над развитием положений Заявления нужно учитывать следующие обстоятельства.

Первое. Сегодня самыми срочными задачами для Украины являются прекращение насилия и деэскалация кризиса. Именно на их решение должны быть направлены основные усилия как ответственных сил на самой Украине, так и всех международных игроков, искренне желающих содействовать разрешению кризиса.

Второе. При всех разногласиях по политическим вопросам существует общее понимание глубины социально-экономического кризиса на Украине. Любой эксперт - на Западе или на Востоке - отдает себе отчет в угрозе экономического и финансового коллапса украинского государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому Россия, Европейский союз и США должны безотлагательно приступить к выработке экономических мер, которые представляются совершенно неотложными и без принятия которых теряют смысл разговоры о конституционной реформе и других политических преобразованиях.

Третье. Что касается собственно политической повестки дня, участники переговоров в Женеве должны в самое ближайшее время достичь соглашения о том, как обеспечить проведение демократических, прозрачных и честных выборов на Украине. И не только президентских, но и выборов в новую Верховную раду. Самое худшее, что может произойти, - проведение выборов, итоги которых не будут признаны значительной частью украинского общества и кем-то из основных международных партнеров Украины. Сроки выборов, безусловно, важны, но еще важнее - создание необходимых условий для их проведения, скрупулезное выполнение соответствующих процедур, присутствие иностранных наблюдателей и т.д. Международные партнеры Украины могут и должны сыграть самую активную роль в обеспечении легитимности предстоящих выборов.

И последнее. Все заинтересованные стороны должны быть настроены не на получение тактических преимуществ, но на оказание помощи Украине в преодолении острейшего кризиса. Когда же сразу после подписания женевского Заявления президент США публично выразил сомнения в том, что это Заявление будет реализовано, он вольно или невольно солидаризировался с теми, кому никакое разрешение кризиса вообще не нужно, кто заинтересован в дальнейшей эскалации напряженности на Украине и вокруг Украины. Украинский кризис - серьезное испытание для международного сообщества. Но это не первое и не последнее испытание в мировой истории. Как говорил другой американский президент полвека назад, "наши проблемы порождены людьми, следовательно, они могут быть и решены людьми же".

Игорь Иванов, президент Российского совета по международным делам (РСМД), Министр иностранных дел России (1998-2004).

Источник: Российская Газета


ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ

10.02.2016 - Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 10 февраля 2016 года

Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 10 февраля 2016 года


24.08.2015 - Уроки истории и новые рубежи

Эти статьи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его коллеги - главы китайского МИДа Ван И написаны специально для читателей "Российской газеты и "Жэньминь жибао"


21.01.2015 - Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе ежегодной пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2014 году

Москва, 21 января 2015 года


24.11.2014 - Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1055


20.10.2014 - Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на открытой лекции по актуальным вопросам внешней политики Российской Федерации

Москва, 20 октября 2014 года


01.07.2014 - Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на Совещании послов и постоянных представителей России, Москва

МИД, 1 июля 2014 г.


29.05.2014 - Выступление Постоянного представителя России при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Нью-Йорк, 28 мая 2014 года


24.04.2014 - Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на открытии Глобального университетского форума

Москва, МГИМО (У), 24 апреля 2014 года


14.04.2014 - Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине


20.03.2014 - Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совещании с представителями МИД России в субъектах Российской Федерации, 20 марта 2014 года

Выступление С.Лаврова на совещании с представителями МИД в субъектах Российской Федерации



все сообщения >>


    
   
      2016 @ Министерство иностранных дел Российской Федерации